«Растим дерево»


Хотя, может быть, самый простой способ избежать смущения и в то же время постепенно донести до ребенка все необходимые сведения – выдавать ему информацию маленькими порциями, выражаясь простыми честными словами, ни в коем случае не пускаясь в дебри и не растекаясь мыслью по древу. Иначе ребенок как минимум отключится.

Муж рассказывал как ему лет в 5 на вопрос о целующихся людях ответили, что это «особенности взаимотношения полов», вот он завис:)))

Детка в 3, 5 и даже 7 лет еще не пытается понять систему в целом. Ребенка в таком возрасте интересуют отдельные «почему». Одно «почему» следует за другим – с интервалом от нескольких дней до нескольких месяцев, информация переваривается, сопрягается и постепенно ребенок из всех добытых сведений веточка за веточкой выращивает стройное «дерево» понимания сути вопроса. Вот почему важно, чтобы отдельные «веточки» были для него полностью ясны! От избытка информации ребенок может запутаться, начать фантазировать – хотя это тоже не так страшно, позже он обязательно прояснит ситуацию.

Саше объясняли, что надо вести себя аккуратно, потому что у тети Лены в животике ребенок – Саша с другом носились вокруг нее и не понимали почему им нельзя запрыгнуть на колени и т.п. Тогда ей объяснили на примере котят (она до этого наблюдала на Украине беременную кошечку, а потом и на котят любовалась). В общем, ребенок походил задумчивый, а потом выдал тихонечко подруге на ушко: «Тетя Лена, у тебя там котята, да?»

Притом, выращивая дерево, ребенок обнаруживает новые вопросы и задает уже их. Дети очень любознательны, они большие умницы – и способны сами себе все разложить по полочками, требуя у взрослых содержимого для новых полочек, обнаруженных в системе.

«Вот вы знаете, когда рождается ребенок, пуповину перерезает врач. Кошечка пуповину перегрызает… А лошади????»

Значит, знает Соня, что лялька растет из клеточки маминой, когда папина клеточка с ней соеденится. Знает, что мама пъет таблетки, чтобы клеточки не соеденялись. И тут посреди троллейбуса до нее логически доходит, что если про то, как лялька растет, она знает, а что делается с клеточкой, из которй лялька не растет?

Так что метод «выращивания дерева» своей простотой и эффективностью выгодно отличается от метода «больших разговоров» — конечно, если дерево начали растить с раннего возраста, предлагая ребенку достоверную информацию, а не в 8-9 лет, когда многие «ячейки памяти» на тему размножения уже забиты сомнительными данными.

Мама воспитывала меня одна. На мой вопрос, откуда берутся дети, она отвечала, что женщина покупает в аптеке таблетку, пьет ее, и через некоторое время ей разрезают живот и оттуда достают мальчика или девочку. При этом она демонстрировала мне свой шов на животе. И я этому долго и упорно верила! Потом в школе мы на перемене вдруг стали обсуждать эту тему с девочками. И каково же было мое удивление, когда одна из них сказала, что дети вылезают (!) «оттуда». Я этому не поверила. Летом я поехала в пионерлагерь. Здесь мое просвещение продолжалось, набирая обороты. Что я только не услышала! Я была просто убита! Не могла вообразить себе такое! Но тут же одна девочка все опровергла, сказав, что для того, чтобы забеременеть, достаточно и мужчине и женщине надеть на ночь трусы больше своего размера, и все! Так мы и решили, что, когда будем взрослыми, воспользуемся именно этим способом…

Ложная информация опасна не только тем, что может запутать всю понятийную сетку. Она способна глубоко импринтироваться и направлять ожидания ребенка, отражаясь на его поведении – даже уже во взрослом возрасте.

Сначала мама говорила мне, что детей покупают в магазине. Но когда мы ждали сестренку, ей пришлось признаться, что дети растут у мам в животах. Но как же их достают оттуда? – Да разрезают живот ножницами и достают. Потом зашивают, ничего страшного. Я расту, дорастаю до подростка и узнаю, что дети рождаются «оттуда». И вот мой моск собирает все имеющиеся данные и начинает снить мне такккие сны, Фрейд отдыхает. Что я собираюсь рожать маленькую девочку, лежу на спине и страдаю. И вот ко мне приходит мама с большими портновскими ножницами, и – о ужос!! – разрезает мне то самое место. Маленькую девочку достают, меня зашивают двумя стежками, но я не могу ходить – мои внутренности вываливаются через дыру!! А девчонки вокруг хихикают в ладошки. Родов в роддоме и гинекологических инструментов боялась. Эпизиотомию мне делали – не знаю, связано ли это. Но сны были архинеприятные

Во времена нашего детства в ходу было замалчивание сведений о поле и размножении, сегодня же обозначилась другая крайность: родители порой пытаются рассказать детям как можно больше всего, просто-таки прочесть им курс лекций по внутриутробной жизни и этапам процесса родов, в то время как ребенку достаточно элементарных понятий. Информацию стоит упрощать и дозировать не из ханжеских соображений, а просто для того чтобы ребенок не запутался и не был оглушен странными для него образами.

Нас с братом мама пыталась просветить, читала разные книжки, сама рассказывала. Шем был на год старше, и хихикал (во многом знании много печали). Я была серьезна, сразу норовила маме пересказать, что и как. Говорила: «сначала член входит во влагалище».

В детском саду мне вполне хватало информации, что дети рождаются у мамы из животика (вот тетя, у нее скоро будет маленький, можно пощупать как он там пинается), более того, я чувствовала себя просвещенной на фоне сверстников, которые верили в капусту.

И если минус «больших разговоров» в раннем возрасте заключается в том, что ребенок попросту еще не уложит в голове все данные, то детка постарше уже будет «все знать».

Личный опыт был стандартный и дурацкий: к моменту, когда мама, краснея и бледнея, решила устроить «большой разговор», я уже все знала из других источников, причем со странными подробностями.

Но тем родителям, которые в силу собственных соображений склоняется к методу большого разговора, стоит посоветовать прибавить к разговору еще и соответствующую книгу, чтобы ребенок – уже читающий ребенок – мог сверяться с этим источником и постепенно прояснял для себя картину в целом.

Родители поступили не очень смело, но честно, спасибо им: подарили мне лет в 11 энциклопедии о сексуальной жизни. До этого я черпала сведения из журналов «Здоровье» в кладовке, фантасмагорических рассказов мальчишек во дворе и пару раз пролистанной книги «Откуда берутся дети», которую друг отыскал в тайничке у своей мамы. Причем, помню, что из книги друга момент с половым актом я совершенно не вкурила – посчитала его какой-то глупой причудой взрослых, отдельной примочкой. А вот по своим энциклопедиям постепенно выяснила что и как. Мне нравилось их перечитывать, особенно в подростковом возрасте – это приносило какое-то успокоение.